ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
МЕСТНАЯ ЛЬГОТА ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В настоящее время порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 года №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Согласно п.1 ст.1 упомянутого закона плательщиками налога на имущество физических лиц признаются собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона). Статьей 4 установлены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.
Так, согласно п.2 ст.4 Закона налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.
Понятие «интернациональный долг» законодательством Российской Федерации не определено, однако оно, в общепринятом смысле, предполагает выполнение каких-либо международных обязательств. Что касается Чеченской Республики или иных регионов Российской Федерации, то они не могут рассматриваться как «другие страны».
Кроме того, из формулировки «выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия» не следует, что само выполнение «интернационального долга» ограничивается исключительно участием в боевых действиях.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие, что к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, не могут служить основанием для признания их участвовавшими в выполнении интернационального долга в других странах и, соответственно, к ним не может применяться п.2 ст.4 Закона.
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц налогоплательщикам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и других территориях Северного Кавказа и имеющим удостоверения «Ветерана боевых действий», не имеется.
Однако, учитывая, что в соответствии со ст.15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и полностью поступает в бюджеты соответствующих муниципальных образований, п.4 ст.4 Закона предоставляет право органам местного самоуправления устанавливать льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
Журнал «Боевое Братство» № 5, 2007 год
ПРАВА И ЛЬГОТЫ ВЕТЕРАНОВ
В соответствии со ст. 16 указанного закона ветеранам боевых действий предоставляются следующие права и льготы:
1) льготы по пенсионному обеспечению;
2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений;
4) первоочередная установка в квартире телефона;
5) преимущество при вступлении в некоммерческие жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан;
6) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн);
7) обеспечение протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
10) обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;
11) прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.
Порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов регламентируются инструкцией, утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, от 11 октября 2000 года №69.
Как следует из основных положений Закона «О ветеранах», указанные права и льготы предоставляются гражданам с 1 января 2004 года на основании удостове-рения ветерана боевых действий. В удостоверении должна содержаться отметка о праве лица на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона «О ветеранах» . Эти удостоверения выдаются по заявлениям граждан воинскими частями, в которых ветеран проходит службу, либо военными комиссариатами по месту жительства граждан, уволенных с военной службы.
Для получения удостоверения необходимо представить документы, подтверждающие участие в выполнении боевых задач, в указанные выше периоды времени. К числу таких документов относятся:
а) выписка из личного дела (в послужном списке) военнослужащего, проходящего (проходившего) военную службу по контракту, с указанием периода выполнения задач в условиях вооруженного конфликта (участия в контртеррористических операциях);
б) выписка из пункта 17 раздела «Общие сведения» военных билетов военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, с указанием периода пребывания в частях, выполнявших задачи в условиях военного конфликта;
в) справки установленной формы о времени прохождения военной службы в составе соединений, воинских частей и подразделений, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций, и о времени фактического участия в боевых действиях;
г) справки о ранениях, травмах, контузиях, полученных при выполнении задач в условиях воо-
руженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации;
д) выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, входившей в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона (декабрь 1994 года — декабрь 1996 года) или Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (с сентября 1999 года). Перечень воинских частей, привлекаемых для выполнения задач при вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, а также период выполнения каждой воинской частью таких задач объявляются директивой Генштаба ВС РФ;
е) командировочные удостоверения с отметками о пребывании в составе воинских частей, участвовавших в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях, и приказы соответствующих командиров (начальников), направивших военнослужащих в командировку для выполнения боевых задач;
ж) наградные материалы, свидетельствующие о том, что представляемый к награждению принимал участие в боевых действиях в указанные периоды и в указанных регионах. Для военнослужащих Внутренних войск МВД России документом, подтверждающим участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, может служить удостоверение о награждении нагрудным знаком «Участник боевых действий», учрежденным приказом МВД РФ от 31 марта 2000 года №333.
При отсутствии необходимых документов факт участия военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в выполнении боевых задач может быть подтвержден соответствующими справками архивов. Порядок направления запросов в архивные учреждения регулируется директивой министра обороны Российской Федерации от 25 марта 1995 года №Д-6. В соответствии с п. 2 правил, утвержденных указанной директивой, запросы на военнослужащих оформляются воинскими частями и кадровыми органами по месту их службы, а на военнообязанных и лиц, снятых с воинского учета, — военными комиссариатами по месту жительства.
Запросы о подтверждении факта нахождения объединений, соединений, воинских частей, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп ВС РФ в зонах вооруженных конфликтов, а также участия в проведении контртеррористических операций должны направляться в Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. Мы рекомендуем читателям и всем заинтересованным лицам заблаговременно подготовить все необходимые документы, подтверждающие их участие в выполнении боевых задач на Северном Кавказе.
Новый ведущий рубрики «Наше право» — начальник отдела правового обеспечения Аппарата Центрального Совета Организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Вадим АРТЕМЬЕВ.
Журнал «Боевое Братство», № 5, 2007 год.
ВТОРАЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ
Анатолий Иванович Федотов, военный пенсионер, г. Юбилейный, Московская область.
В связи с обращениями по вопросам о праве на трудовую пенсию военнослужащих и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Реализация права на пенсионное обеспечение военнослужащих, которые не относятся к гражданам, имеющим право на две пенсии, может осуществляться по их выбору либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, либо на основании уже упомянутого закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей.
Согласно пункту 4 статьи 3 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотренные указанным законом пенсии устанавливаются и выплачиваются независимо от получения установленной Федеральным законом №173-Ф3 накопительной части трудовой пенсии. Действующее законодательство не предусматривает возможности назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с пенсией по государственному пенсионному обеспечению.
На основании изложенного можно сформулировать следующий вывод: военные пенсионеры, получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, при уплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и при соблюдении иных установленных законодательством условий наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии.
Рубрику ведет Вадим АРТЕМЬЕВ
Журнал «Боевое Братство», № 6, 2007 год
КАК ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА
«Выражаем Вам искреннюю признательность и благодарность за реальную помощь и поддержку. Вашим ответом Вы все расставили на свои места -все стало понятно, и тем самым Вы очень помогли нам. Нашего умершего сына Сергея Юрьевича Куликова, участника боевых действий в Чеченской Республике в 1995 году, наконец-то признали ветераном боевых действий, а его 10-летней дочке дали льготы социальной поддержки.
Премного благодарные Вам члены семьи ветерана боевых действий СЮ. Куликова».
Письмо, безусловно, теплое — всегда приятно получать письма со словами благодарности. Однако сейчас речь не о том. Как-то странно получается: участник боевых действий, получивший ранение в ходе этих действий, а впоследствии скончавшийся от болезней, приобретенных вследствие ранений, — и вдруг не ветеран?! Права членов семьи на социальные льготы должна отстаивать сама семья. Согласитесь, ситуация на первый взгляд представляется не просто странной, а даже абсурдной. Тем не менее каждый ветеран, а также члены его семьи должны четко представлять, с какими неожиданностями они могут встретиться в повседневной жизни.
Юридическое толкование по поводу сложившегося положения предлагает постоянный ведущий рубрики «Советы юриста» Вадим Артемьев. На примере ушедшего из жизни ветерана Сергея Куликова он дает необходимые советы и пояснения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами боевых действий признаются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим их права и льготы. В соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий,введенной в действие постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 года №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Удостоверение выдается ветерану под расписку.
Сергей Юрьевич Куликов, безусловно, является ветераном боевых действий. Это подтверждается документами, которыми мы располагаем, и ни один государственный орган не ставит под сомнение этот факт. Но все дело в том, что СЮ. Куликов при жизни не успел получить удостоверение ветерана боевых действий, и потому в данном случае членам семьи умершего ветерана необходимо другое удостоверение — удостоверение о праве на льготы.
Удостоверение о праве на льготы — это документ, подтверждающий данное право членов семей погибших или умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении служебных обязанностей.
Права и льготы, установленные законом «О ветеранах», предоставляются членам семей погибших или умерших ветеранов боевых действий, указанных в статье 21 упомянутого закона, на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года №209. Об этом в частности говорится в пункте 2.16 «Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 года №69.
Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца. Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего .
Таким образом, при наличии всех документов, необходимых для получения данного удостоверения, территориальный орган Пенсионного фонда РФ не вправе отказать в его выдаче. В противном случае можно обжаловать незаконные действия фонда в судебном порядке. Но сначала необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда с письменным заявлением и приложением всех необходимых документов. В заявлении нужно указать, что ответ на данное заявление желательно получить в письменном виде. И в том случае, если последует отказ без законных на то оснований, можно обжаловать их действия в Пенсионном фонде РФ или, как уже сказано, в суде.
Пункт 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» дает полный перечень лиц, которым установлены меры социальной поддержки. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак. Кроме того, эти меры предоставляются супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания,трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила
вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, а также супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.
Следует также отметить, что Министерство здравоохранения и социального развития РФ в своем письме от 03.04.2006 года №1611-ВС «О праве родителей и вдов погибших военнослужащих на меры социальной поддержки» разъясняет формулировку «независимо от получения любого вида пенсии». Эта формулировка означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те, кто никакой пенсии не получает.
Таким образом, исходя из смысла закона, и родители, и супруга умершего ветерана боевых действий имеют право на меры социальной поддержки. Никаких ограничений для родителей в получении данных мер законом не установлено. Но согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Журнал «Боевое Братство», № 10, 2007 год
О ПЕРЕСМОТРЕ РАЗМЕРА ЕДВ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН
Размер ЕДВ составит 1854 руб. 54 коп. с учетом проведенных индексаций в (п.п. 1 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).
Сумма ЕДВ за период с 4 апреля 2007 года будет начислена с учетом ранее выплаченных сумм ЕДВ по другому основанию с учётом заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), поданных в 2007 и в 2008 годах.
Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 года, имеющие на руках удостоверение о праве на льготы, выданное в соответствии с постановлением Совета Министров, и справку о гибели (смерти) военнослужащего могут обратиться в территориальное Управление ПФР по месту жительства с правоустанавливающими документами для перерасчета размера ЕДВ. По остальным делам перерасчет размера ЕДВ и доплата будут произведены в беззаявительном порядке в марте 2008 года.
ЗАПРОСЫ ПО РАНЕНИЯМ, КОНТУЗИЯМ И БОЛЕЗНЯМ
АДРЕСА АРХИВА МО И АРХИВА ПОГРАНСЛУЖБЫ ФСБ РОССИИ
142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, 74.
Центральный Пограничный Архив Федеральной Службы Безопасности РФ:
141213, Московская обл., Пушкинский р-н, г. Пушкино, ул. Русакова, 6.